|
Журналы издательства “Всемирная литература”
|
В сложных условиях гражданской войны издательство «Всемирная литература», созданное в Петрограде при Наркомпросе по инициативе М. Горького в сентябре 1918 г. не могло полностью осуществить свои грандиозные планы. Для расширения своих возможностей оно выпускает два «журнала литературы, науки и искусства»: от восточного отдела — «Восток» (1922-1925), а от западного — «Современный Запад» (1922-1924).
Первый из них редактировался группой известных востоковедов, которые поставили себе задачу “ввести русского читателя в круг литератур Востока” («Восток». 1922. Кн. 1. С. 106). Причем публиковались здесь как произведения современных авторов, так и средневековых, и даже древние тексты, многие из которых сопровождались качественно выполненными иллюстрациями. Журнал этот был фактически научным изданием, и многие его материалы используются учеными-ориенталистами до сих пор.
«Современный Запад» же был ориентирован на то, чтобы ознакомить читателей, прежде всего с современной западной культурой, рассказать о том, что занимает и волнует зарубежных писателей и деятелей искусства. Этот журнал редактировался помимо А. Н. Тихонова (заведующего издательством), известными петроградскими литераторами, уже работавшими вместе в «Доме искусств» Е. И. Замятиным и К. И. Чуковским, а с третьего номера в составе редколлегии появляется московский искусствовед и критик А. Эфрос.
Программа журнала была раскрыта в первом номере за 1922 г. в статье «От редакции», написанной Замятиным. В ней редколлегия поставила цель «дать русскому читателю по возможности полную и строго объективную картину умственной и художественной жизни современной Европы» («СЗ». 1922. Кн. 1. С. [190]).
«Современный Запад» напечатал впервые на русском языке многие произведения европейской и американской литературы. Здесь, в частности, были опубликованы “Короли и капуста” О. Генри (пер. и предисл. К. Чуковского), вышедшие вскоре отдельным изданием, а также переведенные сотрудниками издательства произведения Б. Шоу, О. Шпенглера, Р. Киплинга, Ж. Кокто, Маринетти и др. Иллюстраций, в отличие от «Востока», в журнале использовалось мало. К примеру, рисунками и репродукциями живописных работ П. Пикассо, была проиллюстрирована посвященная ему статья Н. Радлова, а рисунки Ж. Кокто органично дополняли публикацию его стихов и прозы («СЗ». 1924 Кн. 1(5)). Обложка журнала, прекрасно выполненная Ю. П. Анненковым, во многом определяла характер этого издания и вполне соответствовала его названию — своей простотой и современностью она значительно отличалась от по-модернистски изысканного и сложного орнамента зеленой обложки «Востока».
Всего в течение трех лет было выпущено шесть книжек «Современного Запада» тиражом от четырех до шести тысяч экземпляров и объемом примерно по 250 страниц каждая. Материал в них располагался традиционно для изданий подобного типа: сначала — проза и поэзия, а в конце номера мелко набранная библиография и хроника, включавшая заметки о литературе, театре, музыке, живописи, философии, науке и технике, отзывы о западных публикациях, посвященных России и др. Завершался каждый номер, кроме шестого, объявлениями об изданных «Всемирной литературой» книгах и выходе в свет очередной книжки журнала «Восток».
Последний номер журнала, появившийся в конце 1924 года, заканчивался написанным Е. Замятиным некрологом на смерть Анатоля Франса, где французский писатель сравнивается по значимости своего творчества со Л. Толстым («СЗ». 1924. Кн. 2(6). С. 202-203). Эта публикация стала и «некрологом» для самого журнала, а также для всего издательства «Всемирная литература», которое в декабре 1924 года прекратило свое существование.
E-mail: mary-m2000@mail.ru
|