Неосуществленные проекты издания литературных журналов в Петрограде в 1919 – 1920 гг.

В ноябре 1918 г. было опубликовано постановление о закрытии всех «буржуазных» изданий, к которым относились также и литературные журналы, что окончательно лишило «старых» писателей и критиков любого участия в периодике, кроме устных выпусков «живых альманахов». В 1919 г. у старых писателей и критиков, основная масса которых сосредоточена была в Петрограде, появляется возможность вновь публиковать свои произведения. В Петрограде выходят, к примеру, при Доме литераторов - «Вестник литературы», при «Алконосте» - «Записки мечтателей». Тем не менее, большая часть проектов осталась неосуществленной.
Среди них, безусловно, одними из интереснейших следует признать проекты, в которых принимали участие К. Чуковский, Е. Замятин и А. Тихонов (Серебров), действовавшие в те годы под покровительством М. Горького. В частности, они участвовали в самом знаменитом проекте Горького – издательстве «Всемирная литература», а также в работе Союза деятелей художественной литературы (СДХЛ).
На своих заседаниях редакторы СДХЛ во главе с Горьким обсуждали амбициозные планы различных изданий. В числе других были выработаны в основных чертах планы издания литературно-критического журнала, получившего название «Литературный современник», и в 1919 г. предполагалось выпустить шесть номеров этого ежемесячника. В апреле Горький назначил себя главным редактором, а Замятина и Чуковского — редакторами. Произведения для журнала и альманахов союза отбирались из принятых к изданию и одобренных редакционной коллегией СДХЛ. Рукописи в редакцию поступили, были обработаны и отредактированы, но в мае 1919 г. СДХЛ прекратил свое существование, и журнал так и не вышел в свет.
Другой неосуществленный проект, «ежемесячный внепартийный» журнал «Завтра», был разработан в апреле-июне 1919 г. и, как считают некоторые исследователи, является прямым продолжением «Литературного современника». В нем должны были принять участие Чуковский, Тихонов и Замятин, а одним из основных авторов и ответственным редактором журнала согласился стать Горький, который написал целый ряд «антибольшевистских статеек», по словам Чуковского. Об этом проекте писали Чуковский в «Дневнике», А. Блок в «Записных книжках», высказывался по этому поводу и Горький в письмах разным адресатам. В целом, этот ежемесячник должен был быть посвящен, прежде всего, вопросам литературы, что роднит его с предшественником, а также, что немаловажно, вопросам науки, искусства, техники, просвещения и современного быта. Таким образом, он должен был стать, как мечтали его создатели, фактическим преемником знаменитого «Современника». Издателем журнала становился знаменитый З. Гржебин, была выработана подробная программа издания, в которой указывалось, в частности, что одной из основных задач нового издания будет «борьба за культуру», а также «защита культурных завоеваний и ценностей». Редакционная коллегия попыталась получить разрешение у петроградского комиссара по делам печати, агитации и пропаганды. М. Лисовский разрешил издание, потребовав, правда, доставлять для прочтения цензору каждый номер, но вскоре редакторы получили отказ, связанный в основном с неблагонадежностью самого Горького. Считается, что некоторые подготовленные материалы из архива редакции были опубликованы впоследствии в других изданиях, в том числе и программная статья «Завтра», написанная Замятиным и напечатанная в однодневном журнале «В защиту человека», ни одного экземпляра которой, видимо, не сохранилось.
К сожалению, только в 1924 г. удалось частично осуществить этот проект выходом в свет известного толстого литературно-художественного журнала «Русский современник», ставшего последним независимым журналом в стране.


E-mail: mary-m2000@mail.ru



Сайт управляется системой uCoz