Е. И. Замятин и К. И. Чуковский в петроградской
периодике первой половины двадцатых годов. На фоне всеобщей разрухи и опустошения уже в 1919 году в Петрограде культурная жизнь была весьма разнообразной: читались лекции, устраивались литературные вечера, создавались организации и объединения, одной из главных целей которых была помощь нуждающейся интеллигенции. В те годы Е. И. Замятина и К. И. Чуковского связывала разнообразная совместная деятельность: они принимали активное участие во «всяческих всемирных затеях» А. М. Горького, состояли в составе множества литературных обществ, были членами Высшего Совета Дома искусств, Совета издательства «Всемирная литература» и т.д. В «Дневнике» К. Чуковского имя Замятина упоминается впервые 24 ноября 1918 года и с тех пор часто встречается на его страницах. В октябре Замятин и Чуковский вошли в состав созданного по инициативе Горького издательства «Всемирная литература» — Замятина туда пригласил сам Горький , а Чуковского — А. Н. Тихонов , входивший в число членов редакционно-издательской группы издательства. Во «Всемирной литературе», ставшей «одним из крупнейших культурных начинаний Горького в первые годы советской власти» , было несколько отделов, которые осуществляли подготовку и издание книг русских, западноевропейских и восточных писателей. Чуковский и Замятин были приглашены в издательство «редактировать английскую и америк[анскую] литературу» . Помимо «Всемирной литературы» Замятин и Чуковский принимали участие в других начинаниях Горького, в том числе и в организации Союза деятелей художественной литературы (СДХЛ) , председателем которого становится сам Горький, а Замятин и Чуковский — членами редакционной коллегии. 13 января 1919 года вновь избранные редакторы во главе с Горьким обсудили «амбициозные планы различных изданий». В числе других были тогда выработаны и планы издания журнала, получившего название «Литературный современник». Горький назначил себя главным редактором, а Замятина и Чуковского — соредакторами, но основная редакторская работа легла тогда именно на плечи Замятина. Поступившие в редакцию рукописи были им отобраны и даже отредактированы. К сожалению, этот ежемесячник так и не вышел в свет, как, впрочем, и все другие издания, задуманные в СДХЛ . Интересно, что в исследовательской литературе о Горьком и Чуковском часто фигурирует некий проект журнала под названием «Завтра», а Замятин в своем отчете об этом проекте также имеет в виду журнал «Завтра» и, в частности, именно Замятину было поручено написать литературный манифест для этого издания, но дело в том, что в его докладе нет никаких упоминаний о журнале «Литературный современник». Исследователь творчества Замятина А. Шейн так и не приходит к однозначному выводу и считает справедливым как вариант, что это были два совершенно разных издания, как и то, что это был один журнал, всего лишь фигури-рующий в документах под разными названиями. Тем не менее в письме Горького В. В. Воровскому (июнь 1919 г.) фигурирует некий «журнал, ко-торый поставил бы своей целью защиту культуры и борьбу с "бытом"», а в примечании к письму написано: «По-видимому, речь идет о журнале "Завтра"» . В то же время одним из подтверждений первого варианта может послужить запись в «Дневнике» Чуковского, сделанная 7 июня 1919 года. Здесь он, в частности, пишет и о том, что он вместе с А. Н. Тихоновым (Серебровым) и Замятиным «затеял» журнал «Завтра». Чуковский пишет, что «Горькому журнал очень люб. Он набросал целый ряд статеек — и все антибольшевистские» . Насколько можно судить по сохранившимся материалам в архиве Чуковского, проект этого журнала был достаточно разработан и, вероятно, его невыход в свет связан не только с почти неразрешимыми тогда техническими вопросами, но, прежде всего, с опасениями властей относительно политических взглядов некоторых членов его редакционной коллегии, в особенности Горького, имевшего в то время весьма напряженные отношения с официальной властью . В сохранившейся в архиве Чуковского программе предполагавше-гося издания написано, что группа литераторов намеревается выпустить в свет ежемесячный внепартийный журнал «Завтра», посвященный «вопросам литературы, науки, искусства, техники, просвещения и современного быта». В программе ответственным редактором объявлялся Горький, а издаваться журнал должен был при издательстве З. И. Гржебина «независимой группой писателей». В качестве идейной основы основатели журнала использовали идею приобщения России «к великому Интернационалу Духа, который будет неминуемо создан — и уже создается — в ЗАВТРАШНЕЙ преображенной Европе» . Это издание так и не было осуществлено, но в том же 1919 году в однодневной газете «В защиту человека» появилась небольшая по размеру статья Замятина «Завтра», ставшая для него одним из программных выступлений в печати. Статья призывала «русскую интеллигенцию» «на защиту человека и человечности». «Нельзя больше молчать. — Писал Замятин. — Время крикнуть: человек человеку — брат!» . Что характерно, че-тыре года спустя, в Берлине, в издательстве «Петрополис» при активной помощи Замятина, выступившего в качестве одного из редакторов, был напечатан литературно-критический сборник, также озаглавленный «Завтра». Следующим по времени совместным изданием был выпуск при петроградском Доме искусств журнала с одноименным названием, кото-рый выходил в 1921 году. Редколлегия успела выпустить всего два номе-ра журнала «Дом искусств», но и они дают прекрасное представление о разнообразии интересов и творческом потенциале членов Дома. Журнал предоставил свои страницы как уже широко известным, так и молодым литераторам, что особенно ярко проявилось при составлении второй книжки «Дома искусств». В первом номере, в частности, были опубликованы такие известные произведения как «Заблудившийся трамвай» Гумилева и знаменитая статья Чуковского «Ахматова и Маяковский», вызвав-шая полемику в печати. Но самым настоящим событием стало появление в журнале программной статьи Замятина «Я боюсь», которая была сочувственно принята независимыми петроградскими журналами и вызвала целый ряд отрицательных отзывов в московской прессе. В отделе хроники журнала есть упоминание о готовящемся к выпуску в мае 1921 года первом номере «Литературной газеты» , издававшейся от Всероссийского союза писателей, в состав редакционной коллегии, которой Правлением были избраны кроме Замятина и Чуковского А. Л. Волынский и А. Н. Тихонов. Она была задумана как литературно-критический и профессиональный орган и уже первый номер содержал немало интересных материалов В. Ф. Ходасевича (статья «Памяти предка»), статью А. Блока об акмеизме «Без божества, без вдохновенья», письма В. Г. Короленко, стихи И. Одоевцевой и В. Зоргенфрея. Чуковский написал в номер статью о последних неологизмах русского языка («Кисяз»), а Замятин небольшую статью «Пора», шедшую сразу за программной статьей Ходасевича. В ней шла речь о необходимости свободы печати, которая «будет самым убедительным доказательством, что власть действительно верит в себя и в свою прочность». Редакция успела подготовить первый номер газеты, была сделана верстка, но он так и не вышел в свет из-за антибольшевистской направленности большинства материалов. В августе 1922 года Замятин был арестован и обвинен в том, что «не только не примирился с существующей Рабоче-Крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности» . Замятин был освобожден в сентябре и принял вместе с Чуковским активное участие в организации выходившего при издательстве «Всемирная литература» «журнала литературы, науки и искусства» «Современный Запад». Изначально он назывался «Новая Европа» и Чуковский так выразил его задачи: «Хотим отразить нового человека, возникшего в Европе после войны». Также в редколлегию был включен А. Н. Тихонов, а с третьего номера — известный московский критик А. Эфрос. В редакционной статье, закрывавшей первый номер журнала, Замятин писал: «Цель «Современного Запада» — дать русскому читателю по возможности пол-ную и строго объективную картину умственной и художественной жизни современной Европы». В журнале печатались переводы произведений зарубежных писателей, каждое из которых открывалось небольшой заметкой об авторе и его работе, написанной обычно одним из редакторов. Журнал выходил вплоть до 1924 года, т.е. до разгона «Всемирной литературы», и редколлегия успела выпустить шесть номеров издания, которые позволяют судить о масштабе издательских замыслов. В том же 1924 году Замятин и Чуковский начинают редактировать самое известное из своих изданий — «литературно-художественный журнал» «Русский современник», организованный А. Н. Тихоновым, бывшим главой «Всемирной литературы». Также «ближайшее» участие в журнале приняли А. Эфрос и Горький , опубликовавший здесь в первом номере свой известный очерк «В. И. Ленин». Фактически, журналом занимались три человека — Тихонов, Чуковский и Замятин, которые и вели основную редакционную работу. Горький же, «заграничный» корреспондент, не был согласен с некоторыми материалами, публикуемыми в журнале, и уже после выхода третьего номера отказался в дальнейшем в нем участвовать. Замятин в письме Л. Лунцу назвал журнал «изданием — бесповоротно частным» , и действительно, издателем журнала стал «нэпман» Н. И. Магарам, на страницах «Русского современника» нашлось место для многих известных литераторов, которые по определенным причинам не могли печататься в других изданиях, а московские критики стали называть журнал «несовременным "Современником"» . Он «занимал позицию беспартийного органа», но воспринимался властями «в обстановке идеологического противоборства как оппозиционное издание» . Всего вышли из печати четыре номера «Русского современника», а пятый был подготовлен, но так и не был напечатан. После этого, с 1925 г., выход подобных журналов в Петрограде становится по идеологическим причинам невозможным, а его редакторы вынуждены прекратить свою деятельность на этом поприще. Таким образом, сотрудничество Замятина и Чуковского в периодической печати 1920-х годов было весьма плодотворным — первые, неудачные послереволюционные опыты многому их научили и три вышедших в первой половине двадцатых годов журнала («Дом искусств», «Современный Запад» и «Русский современник») оставили несомненный след в истории русской литературы и журналистики, помогая восстановить хронику литературного процесса тех лет и став местом первой публикации многих значительных произведений русской литературы и критики. P.S. Материалы этой статьи в настоящий момент готовятся к печати. Прошу при использовании данного текста ссылаться на автора. Литература к теме: 1. Примочкина Н. Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов. 2-е изд., доп. М.: РОССПЭН, 1998. 2. Shane Alex M. The Life and Works of Evgenij Zamjatin. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1968. 3. Жирков Г. В. Неп как отражение нэпа. Очерк истории независимой печати России 20-х годов ХХ в. Учеб. пособие. Чебоксары, 1999. 4. Карлова Т. С. К. Чуковский-журналист и литературный критик. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 5. Голубева О. Д. Горький-издатель. М., 1968. 6. Ширмаков П. П. К истории литературно-художественных объединений первых лет советской власти: Союз деятелей художественной литературы (1918-1919 годы) // Вопросы советской литературы. Сб. VII. Под ред. В. А. Ковалева и А. И. Павловского. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. 7. Scherr B. Notes on Literary Life in Petrograd, 1918-1922: A Tale of Three Houses // Slavic Review. 1977. Vol. 36. № 2. P. 256-267. 8. Мартынов И. Ф., Клейн Т. П. К истории литературных объединений первых лет Советской власти (Петроградский Дом литераторов. 1918-1922) // Русская литература. 1971.№ 1. С.125-134. 9. Чуковский Н. К. Литературные воспоминания. М.., 1989. 10. Голубков М. М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. М., 1992. Мария Мисонжникова. |