Е. И. Замятин и К. И. Чуковский в петроградской
периодике первой половины двадцатых годов.

На фоне всеобщей разрухи и опустошения уже в 1919 году в Петрограде культурная жизнь
была весьма разнообразной: читались лекции, устраивались литературные вечера,
создавались организации и объединения, одной из главных целей которых была помощь
нуждающейся интеллигенции. В те годы Е. И. Замятина и К. И. Чуковского связывала
разнообразная совместная деятельность: они принимали активное участие во «всяческих
всемирных затеях» А. М. Горького, состояли в составе множества литературных обществ,
были членами Высшего Совета Дома искусств, Совета издательства «Всемирная
литература» и т.д.

В «Дневнике» К. Чуковского имя Замятина упоминается впервые 24 ноября 1918 года и с
тех пор часто встречается на его страницах. В октябре Замятин и Чуковский вошли в
состав созданного по инициативе Горького издательства «Всемирная литература» —
Замятина туда пригласил сам Горький , а Чуковского — А. Н. Тихонов , входивший в
число членов редакционно-издательской группы издательства. Во «Всемирной
литературе», ставшей «одним из крупнейших культурных начинаний Горького в первые
годы советской власти» , было несколько отделов, которые осуществляли подготовку и
издание книг русских, западноевропейских и восточных писателей. Чуковский и Замятин
были приглашены в издательство «редактировать английскую и америк[анскую]
литературу» .

Помимо «Всемирной литературы» Замятин и Чуковский принимали участие в других
начинаниях Горького, в том числе и в организации Союза деятелей художественной
литературы (СДХЛ) , председателем которого становится сам Горький, а Замятин и
Чуковский — членами редакционной коллегии. 13 января 1919 года вновь избранные
редакторы во главе с Горьким обсудили «амбициозные планы различных изданий». В
числе других были тогда выработаны и планы издания журнала, получившего название
«Литературный современник». Горький назначил себя главным редактором, а Замятина и
Чуковского — соредакторами, но основная редакторская работа легла тогда именно на
плечи Замятина. Поступившие в редакцию рукописи были им отобраны и даже
отредактированы. К сожалению, этот ежемесячник так и не вышел в свет, как, впрочем, и
все другие издания, задуманные в СДХЛ .

Интересно, что в исследовательской литературе о Горьком и Чуковском часто фигурирует
некий проект журнала под названием «Завтра», а Замятин в своем отчете об этом проекте
также имеет в виду журнал «Завтра» и, в частности, именно Замятину было поручено
написать литературный манифест для этого издания, но дело в том, что в его докладе нет
никаких упоминаний о журнале «Литературный современник». Исследователь творчества
Замятина А. Шейн так и не приходит к однозначному выводу и считает справедливым как
вариант, что это были два совершенно разных издания, как и то, что это был один
журнал, всего лишь фигури-рующий в документах под разными названиями. Тем не менее
в письме Горького В. В. Воровскому (июнь 1919 г.) фигурирует некий «журнал, ко-торый
поставил бы своей целью защиту культуры и борьбу с "бытом"», а в примечании к письму
написано: «По-видимому, речь идет о журнале "Завтра"» .

В то же время одним из подтверждений первого варианта может послужить запись в
«Дневнике» Чуковского, сделанная 7 июня 1919 года. Здесь он, в частности, пишет и о
том, что он вместе с А. Н. Тихоновым (Серебровым) и Замятиным «затеял» журнал
«Завтра». Чуковский пишет, что «Горькому журнал очень люб. Он набросал целый ряд
статеек — и все антибольшевистские» . Насколько можно судить по сохранившимся
материалам в архиве Чуковского, проект этого журнала был достаточно разработан и,
вероятно, его невыход в свет связан не только с почти неразрешимыми тогда
техническими вопросами, но, прежде всего, с опасениями властей относительно
политических взглядов некоторых членов его редакционной коллегии, в особенности
Горького, имевшего в то время весьма напряженные отношения с официальной властью .
В сохранившейся в архиве Чуковского программе предполагавше-гося издания написано,
что группа литераторов намеревается выпустить в свет ежемесячный внепартийный
журнал «Завтра», посвященный «вопросам литературы, науки, искусства, техники,
просвещения и современного быта». В программе ответственным редактором объявлялся
Горький, а издаваться журнал должен был при издательстве З. И. Гржебина «независимой
группой писателей». В качестве идейной основы основатели журнала использовали идею
приобщения России «к великому Интернационалу Духа, который будет неминуемо создан
— и уже создается — в ЗАВТРАШНЕЙ преображенной Европе» . Это издание так и не
было осуществлено, но в том же 1919 году в однодневной газете «В защиту человека»
появилась небольшая по размеру статья Замятина «Завтра», ставшая для него одним из
программных выступлений в печати. Статья призывала «русскую интеллигенцию» «на
защиту человека и человечности». «Нельзя больше молчать. — Писал Замятин. — Время
крикнуть: человек человеку — брат!» . Что характерно, че-тыре года спустя, в Берлине, в
издательстве «Петрополис» при активной помощи Замятина, выступившего в качестве
одного из редакторов, был напечатан литературно-критический сборник, также
озаглавленный «Завтра».

Следующим по времени совместным изданием был выпуск при петроградском Доме
искусств журнала с одноименным названием, кото-рый выходил в 1921 году. Редколлегия
успела выпустить всего два номе-ра журнала «Дом искусств», но и они дают прекрасное
представление о разнообразии интересов и творческом потенциале членов Дома. Журнал
предоставил свои страницы как уже широко известным, так и молодым литераторам, что
особенно ярко проявилось при составлении второй книжки «Дома искусств». В первом
номере, в частности, были опубликованы такие известные произведения как
«Заблудившийся трамвай» Гумилева и знаменитая статья Чуковского «Ахматова и
Маяковский», вызвав-шая полемику в печати. Но самым настоящим событием стало
появление в журнале программной статьи Замятина «Я боюсь», которая была
сочувственно принята независимыми петроградскими журналами и вызвала целый ряд
отрицательных отзывов в московской прессе.

В отделе хроники журнала есть упоминание о готовящемся к выпуску в мае 1921 года
первом номере «Литературной газеты» , издававшейся от Всероссийского союза
писателей, в состав редакционной коллегии, которой Правлением были избраны кроме
Замятина и Чуковского А. Л. Волынский и А. Н. Тихонов. Она была задумана как
литературно-критический и профессиональный орган и уже первый номер содержал
немало интересных материалов В. Ф. Ходасевича (статья «Памяти предка»), статью А.
Блока об акмеизме «Без божества, без вдохновенья», письма В. Г. Короленко, стихи И.
Одоевцевой и В. Зоргенфрея. Чуковский написал в номер статью о последних
неологизмах русского языка («Кисяз»), а Замятин небольшую статью «Пора», шедшую
сразу за программной статьей Ходасевича. В ней шла речь о необходимости свободы
печати, которая «будет самым убедительным доказательством, что власть действительно
верит в себя и в свою прочность». Редакция успела подготовить первый номер газеты,
была сделана верстка, но он так и не вышел в свет из-за антибольшевистской
направленности большинства материалов. В августе 1922 года Замятин был арестован и
обвинен в том, что «не только не примирился с существующей Рабоче-Крестьянской
властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности» .
Замятин был освобожден в сентябре и принял вместе с Чуковским активное участие в
организации выходившего при издательстве «Всемирная литература» «журнала
литературы, науки и искусства» «Современный Запад». Изначально он назывался «Новая
Европа» и Чуковский так выразил его задачи: «Хотим отразить нового человека,
возникшего в Европе после войны». Также в редколлегию был включен А. Н. Тихонов, а с
третьего номера — известный московский критик А. Эфрос. В редакционной статье,
закрывавшей первый номер журнала, Замятин писал: «Цель «Современного Запада» —
дать русскому читателю по возможности пол-ную и строго объективную картину
умственной и художественной жизни современной Европы». В журнале печатались
переводы произведений зарубежных писателей, каждое из которых открывалось
небольшой заметкой об авторе и его работе, написанной обычно одним из редакторов.
Журнал выходил вплоть до 1924 года, т.е. до разгона «Всемирной литературы», и
редколлегия успела выпустить шесть номеров издания, которые позволяют судить о
масштабе издательских замыслов. В том же 1924 году Замятин и Чуковский начинают
редактировать самое известное из своих изданий — «литературно-художественный
журнал» «Русский современник», организованный А. Н. Тихоновым, бывшим главой
«Всемирной литературы». Также «ближайшее» участие в журнале приняли А. Эфрос и
Горький , опубликовавший здесь в первом номере свой известный очерк «В. И. Ленин».
Фактически, журналом занимались три человека — Тихонов, Чуковский и Замятин,
которые и вели основную редакционную работу. Горький же, «заграничный»
корреспондент, не был согласен с некоторыми материалами, публикуемыми в журнале, и
уже после выхода третьего номера отказался в дальнейшем в нем участвовать.

Замятин в письме Л. Лунцу назвал журнал «изданием — бесповоротно частным» , и
действительно, издателем журнала стал «нэпман» Н. И. Магарам, на страницах «Русского
современника» нашлось место для многих известных литераторов, которые по
определенным причинам не могли печататься в других изданиях, а московские критики
стали называть журнал «несовременным "Современником"» . Он «занимал позицию
беспартийного органа», но воспринимался властями «в обстановке идеологического
противоборства как оппозиционное издание» . Всего вышли из печати четыре номера
«Русского современника», а пятый был подготовлен, но так и не был напечатан. После
этого, с 1925 г., выход подобных журналов в Петрограде становится по идеологическим
причинам невозможным, а его редакторы вынуждены прекратить свою деятельность на
этом поприще.

Таким образом, сотрудничество Замятина и Чуковского в периодической печати 1920-х
годов было весьма плодотворным — первые, неудачные послереволюционные опыты
многому их научили и три вышедших в первой половине двадцатых годов журнала («Дом
искусств», «Современный Запад» и «Русский современник») оставили несомненный след
в истории русской литературы и журналистики, помогая восстановить хронику
литературного процесса тех лет и став местом первой публикации многих значительных
произведений русской литературы и критики.

P.S. Материалы этой статьи в настоящий момент готовятся к печати. Прошу при
использовании данного текста ссылаться на автора.

Литература к теме:

1. Примочкина Н. Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х
годов. 2-е изд., доп. М.: РОССПЭН, 1998.

2. Shane Alex M. The Life and Works of Evgenij Zamjatin. Berkeley and Los Angeles: University of
California Press, 1968.

3. Жирков Г. В. Неп как отражение нэпа. Очерк истории независимой печати России 20-х
годов ХХ в. Учеб. пособие. Чебоксары, 1999.

4. Карлова Т. С. К. Чуковский-журналист и литературный критик. Казань: Изд-во
Казанского ун-та, 1988.

5. Голубева О. Д. Горький-издатель. М., 1968.

6. Ширмаков П. П. К истории литературно-художественных объединений первых лет
советской власти: Союз деятелей художественной литературы (1918-1919 годы) //
Вопросы советской литературы. Сб. VII. Под ред. В. А. Ковалева и А. И. Павловского.
М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

7. Scherr B. Notes on Literary Life in Petrograd, 1918-1922: A Tale of Three Houses // Slavic
Review. 1977. Vol. 36. № 2. P. 256-267.

8. Мартынов И. Ф., Клейн Т. П. К истории литературных объединений первых лет
Советской власти (Петроградский Дом литераторов. 1918-1922) // Русская литература.
1971.№ 1. С.125-134.

9. Чуковский Н. К. Литературные воспоминания. М.., 1989.

10. Голубков М. М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической
концепции советской литературы. 20-30-е годы. М., 1992.

Мария Мисонжникова.

Сайт управляется системой uCoz